top of page
Фото автораfuturoid

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (часть IV)

Оновлено: 21 лист. 2020 р.



ПСИХОЛОГИЯ ИНСТРЕФА

Под инстрефом мы будем понимать не только инстинкты и рефлексы, но и фактически любые наследственно запрограммированные действия индивида - с включением сюда психического статуса, характера, темперамента, склоннос­тей к определенному виду деятельности. Многие из этих инстинктоподобных проявлений человека можно трактовать как традиционным путем, так и с по­мощью обменноэнергетической концепции. Поэтому здесь для объяснения пра­вильней всего отталкиваться от доминантности того или иного полушария конкретного человека; впрочем, часто бывает, что две стороны одного и того же инстинкта органически дополняют друг друга, усиливая тем самым суммар­ный результат. Необходимо уточнить, что сама физиологическая основа влечений, так или иначе неминуемо связанных с высвобождением и передачей энергии, пока отступает на второй план в силу задач, вынесенных в заголо­вок данного раздела.

Дружба - в отношении мужчин это чаще всего застойное привыкание к партнеру, рядом с которым легче можно удовлетворить определенные (как правило, актуальные для данного индивида) инстинкты. Подобные отношения чаще бывают односторонними. Длительное партнерство между друзьями с последующим разрывом взаимоотношений вызывает обычно долго не проходящее тягостное чувство дискомфорта. Эгоизм в резко выраженной форме не является абсолютным противопоказанием к дружбе, однако подобная привязанность нередко приобретает особый характер, хотя по сипе чувств и не уступает основному варианту. У древних греков мужская дружба часто накладывалась на гомосек­суальную филию с соответствующим потенцированием эффекта.

На прочную дружбу с женщинами способны главным образом любовники, мужья или будущие мужья с недоразвитым эстетическим чувством, а также лица инфантильного склада. Женщины к истинной дружбе не предрасположены. Подобие бескорыстных дру­жеских отношений может у них возникать лишь как результат самовнушения, самоустановки на конкретного человека, а также как привыкание, но не на базе удовлетворяемых инстинктов, а на основе характерной для большинст­ва женщин общей психической инертности, конформности, боязни нового. Хотя вместе с тем не­осознаваемая дружба - как результат благотворного влияния вегетативной энергетики одного из индивидов на самочувствие другого - может иметь мес­то среди людей любого пола и возраста, причем узы такой дружбы с течением времени становятся более ощутимыми.

Истероидный инстинкт /стремление к славе/ - один из тех немногих инс­тинктов, которые практически в равной степени свойственны и мужчинам, и женщинам. Правда, ввиду своей наготы у женщин обычно сильней бросается в глаза; у мужчин же зачастую подавляется более важными инстинктами или рассудком. Истеро­идный инстинкт, судя по всему, был достаточно развит у большинства геро­ев античности, в особенности у древних римлян. В наши дни довольно исте­роидными по сравнению с другими европейскими нациями являются, пожалуй, итальянцы и французы, в меньшей мере - немцы. Обратным же примером, то есть образцом нации со слабо вы­раженной истероидностыо могут служить венгры.

Парадигма эгоизма - комплекс инстинктов, составляющих по существу органическое целое и обусловливающих для подавляющего большинства мужчин фон поведения при условии, что основные инстинкты удовлетворены. К эгоис­тическим инстинктам относятся шизоидный /стремление к независимости/, собственнический /стремление к накопительству/, эпилептоидный /стремле­ние к власти/, частично истероидный, а также отдельные патологические и атавистические инстинкты, обнаруживаемые не у всех: например, параноидный /тревожно-мнительный/ и садистский /стремление к получению сладостраст­ного возбуждения от вида крови/. Парадигма не является каким-то метафизическим набором конкретных отделенных друг от друга инстинктов, так как все они так иначе сливаются в одно мощное русло.

Игра /соревнование/ - деятельность, в первую очередь направленная на удовлетворение наиболее влиятельных парадигмальных инстинктов. С этой точка зрения такой, скажем, термин, как "любовная игра", является попросту некорректным. А вот «игру с огнём» /риск/ можно как раз считать феноме­ном, весьма, в общем-то, показательным, так как здесь затушёвывание силь­нейшего инстинкта самосохранения в угоду игровым принципам происходит вполне осознанно - под прямым давлением неестественных для человеческого организма установок.

Маскулинность - комплекс психологических и соматических особенностей, обусловливающих такой стереотип внешнего облика и поведения у мужчин, ко­торый больше всего нравится женщинам. Эта симпатия в данном случае не субъ­ективна, а вызвана эволюционной необходимостью, так что маскулинность также является своего рода парадигмой. Сюда можно причислить снижение инстинкта самосохранения, высокий рост, значительную физическую силу, "нормальность" /непересечение рамок общепринятых норм/, престижное положение в обществе, а также одну черту, зависящую от типа характера самих женщин: чуткость - для женщин, любящих ласку, и умеренную эпилептоидность - для индифферентных к ней.

Феминность - аналогично предыдущему, комплекс, характеризующий стереотип внешнего облика и поведения женщин, исторически более всего предпочи­таемый мужчинами. Сюда относится чистоплотность, физическая слабость /гипотонус и недоразвитие мышц наряду с развитыми жировыми отложениями/, кокетство или стеснительность /на выбор/, доброта, искренность и обязательна верность. Мужчины эпилептоидного плана в силу своего характера приемлют больше стеснительных девушек, а истероидного - наоборот, кокетливых.

Вожацкий инстинкт - с точки зрения индивида парадоксальное влечение, так как обусловливает жертвование своими интересами в угоду интересам об­щества. Этот инстинкт в полном своём объёме присущ очень немногим и с эволюционных позиций имеет поистине непереоценимое значение, ибо прогрессив­ное развитие систем разного порядка сложности без него было бы практически невозможно. У людей, правда, вожаками иногда могут быть лица сравнительно случайные - просто-напросто со сниженным шизоидным и повышенным истероид­ным инстинктами; у животных же - исключительно особи, обладающие сильными телепатическими способностями, причём в первую очередь как индукторы. Кроме того, вожак стаи должен обладать достаточной физической силой и умеренной эпилептоидностыо. Телепатические способности наших истинных лидеров обычно замаскированы, не говоря уже о том, что таковые могут у них вообще отсутствовать. А маскировка здесь прямо-таки крайне необходима из-за нездорового интереса к подобного рода занятиям и предубеждённости со стороны простого обывателя. Резюмируя, можно сказать, что вожацкий инстинкт, по сути, мало чего общего имеет с эпилептоидным стремлением к власти; вот почему в истории человеческого общества подлинных народных лидеров очень легко обычно бывает отличить от эгоистичных тиранов-властолюбцев.

Музыкальность - хорошо развитое чувство мелоса, органически связан­ное в единое целое со способностью избирательно улавливать звуковые рит­мы - преимущественно те, которые определённым образом синхронизируются с внутренними ритмами данного индивида: например, со стуком сердца, частотой дыхания, фазами внутриклеточного метаболизма. Поэтому сильно ннсолирующимся левополушарным южанам больше нравится живая темпераментная музыка, застав­ляющая их быстро двигаться (сбрасывая лишнюю энергию), а флегматичным севе­рянам, наоборот, - медленная, не предрасполагающая к пустым энергозатратам. В свою очередь, правополушарные жители Востока предпочитают мелодии со сложными интонационными переливами при отсутствии чётко выделяемой ритмики. Самой музыкальной из всех европейских наций, вне всякого сомнения, явля­ются венгры. Высокая музыкальность, но правда, с преимущественным развити­ем чувства ритма свойственна и некоторым африканским народам.

Либидо - инстинктивная тяга мужчины к женщине или, что бывает значи­тельно реже, мужчины к мужчине. В современных гомосексуальных контактах ведущую роль играет нижний партнёр, проявляющий, как правило, уже с рожде­ния феминные черты характера. Верхний партнёр при этом отличается, пожалуй, недоразвитием либидо, а зачастую также и нестойким моралитетом. Данное по­ложение вещей в корне отличается от того, которое было в Древней Греции, где именно верхний партнёр проявлял наибольшую активность в поиске любовника - как правило, красивого мальчика, вовсе не обязательно считавшегося потенциальным гомосексуалистом. В женской же любви, являющейся по сути простой забавой, а не каким-то высоким инстинктивным чувством, и тогда и теперь в качестве активной стороны выступает верхняя партнёрша, демонстрирующая, как правило, уже с детских лет ярко выраженные маскулинные черты поведения.

Увлечённость /азарт/ - застойное явление, принимающее подчас патоло­гический характер и обусловленное невозможностью удовлетворения одного из инстинктов эгоистической парадигмы ввиду неких объективных причин, кажу­щихся данному индивиду легко преодолимыми.

Любовь - страстная увлечённость только одной женщиной с игнорированием иных альтернативных вариантов. Истинная любовь всегда безответна. Как только женщина начинает отвечать взаимностью, любовь, как правило, транс­формируется в дружбу.

Рефлекс самосохранения - для большинства евро-американских мужчин самый сильный из всех основных инстинктов. Только у чеченцев, грузин и некоторых других народностей Кавказа он уступает ведущее место либидо. Ни один эмоцио­нальный фактор не отражается так пагубно на состоянии здоровья человека, как хроническая неудовлетворённость рефлекса самосохранения. К патологическим проявлениям этого инстинкта относят боязнь крови, а также беспричинные страхи и некоторые другие факторы, способствующие возникновению стрессов.

Материнский инстинкт - самый важный из женских инстинктов, затмевающий собой для данного пола даже рефлекс самосохранения, хотя по существу именно из него и проистекает - как сохранение наиболее важной части своего те­ла. Материнский инстинкт у самок животных развит сильнее и имеет более безусловный характер по сравнению с людьми. Наличие подобного фактора у мужчин весьма проблематично. Скорее всего, их любовь к своим детям - нес­колько иного генезиса.

Познавательный инстинкт /любознательность/ - один из второстепенных инстинктов; у женщин, как правило, недоразвит.

Пищевой инстинкт - входит в число трёх наиболее важных, однако уме­ренное голодание не сопровождается обычно такими тяжёлыми для организма последствиями, как угроза собственной жизни или жизни ребёнка, а также по­ловое воздержание. Иногда к пищевому инстинкту причисляют и некоторые другие того же примерно рода: питьевой, выделительный и т.п.

Телесно-гедоническое чувство - стремление к ласканию собственного тела или к получению оргазма. В одинаковой степени развито как у мужчин, так и у женщин, но у последних больше бросается в глаза из-за неразвитости альте­рнативных инстинктов.

Здесь не мешало бы отметить, что под инстинктами, собственно, подразумевают обычно внутреннюю необъяснимую тягу к осуществлению того или иного действия. Для всех их, независимо от силы проявления и степени биологической важности, характерны как продуктивная, так и негативная симптоматика. Когда инстинкт не удовлетворён, человек испытывает тягостное чувство напряжённости, злобы; достижение же поставленной цели, напротив, приводит его в состояние полного блаженства или в крайнем случае хотя бы умиротворённости. Поэтому в связи с вышесказанным говорить, к примеру, о самосохранении как об инстинкте в буквальном смысла этого слова не совсем правильно, так как здесь явно налицо лишь сугубо негативная симптоматика, да и сама неодолимая тяга как таковая отсутствует. Более уместным оказался бы в данном случае термин "рефлекс самосохранения", так как само по себе понятие рефлекса более широкое и не связано столь специфическими ограни­чениями. Что же касается телесно-гедонического чувства, то его, пожалуй, даже рефлексом назвать нельзя - настолько оно условно и не обязательно к выполнению. На обыденном языке это просто-напросто банальное привыкание, принимающее, правда, иногда у женщин застойный характер.

Слабость духа, стеснительность, меланхоличность - стойкие дефицитар­ные психические состояния, непосредственно определяющие незавидное положе­ние их обладателей в разного рода природных иерархических популяциях. Все эти состояния напрямую связаны с заметным усилением рефлекса самосох­ранения, однако сказать, что в данной связи первично, а что вторично, - увы, весь­ма затруднительно. В человеческом обществе люди подобного склада претерпе­вают сравнительно меньше неудобств, чем аналогичные им особи из животного мира, но, так или иначе, никогда всё же не отличаются крепким здоровьем.

Жалость /сострадание/ - присуща практически всем правополушарным людям, по отношению к которым находит своё выражение в инстинктивно-откровенной форме. Однако жалость можно иногда вызвать и у левополушарных: в одних случаях это будет проявление материнского инстинкта, в других -эстетического чувства индивида, в третьих - как результат психологического «эго-удвоения» (с мысленным перенесением наблюдаемых со стороны стенаний на самого себя).

Стремление к новому /бунтарский дух, непоседливость/ - хотя и не сов­сем чётко дифференцируемый от других похожих инстинктов, но тем не менее один из важнейших факторов эволюционного общественного прогресса. Исклю­чительно сильно выражен у немцев и французов. Данный инстинкт было бы, по-видимому, не вполне правомерно рассматривать только лишь как суммар­ное явление, возникшее не стыке гиперактивности и любопытства, так как в нём присутствует и нечто специфически отличное от простой суммы указанных начал. Стремление к новому свойственно только мужчинам. Женщины в силу своей конформности всякого рода новшеств и неожиданностей стараются обычно избегать. Отсутствие бунтарского духа на уровне нации именуется консерва­тизмом. Из современных народов весьма консервативны по своему характеру монголы, пуштуны, тибетцы и некоторые другие их азиатские соседи, ведущие чаще всего близкий к многовековым патриархально-племенным традициям размеренный образ жизни.

Доброта /альтруизм/ - так называемая любовь к ближнему. Альтруизм является качественно специфическим состоянием, которое по своей сущности принципиально не сводимо к простому отсутствию эгоизма. Характерный пример: правополушарные мужчины Востока по своей натуре несравненно добрее левополушарных европейских женщин, лишённых тем не менее эгоизма; однако от­сутствие этого последнего фактора, как мы знаем, означает всего лишь банальную женскую инертность, а не альтруизм на инстинктивном уровне. Но у левополушарных людей иногда вырабатывается установочный альтруизм: этический - чаще у женщин; и творческий - у мужчин. Творческий альтруизм вырабатывается, как правило, в кругах интеллигенции (в основном из числа гуманитариев и деятелей искусства) и в дидактическом клане восходит к категорическому императиву Канта. Этический присущ главным образом жителям развивающихся стран и некоторых других, находящихся на значительном удалении от центров мировой цивилизации. Религиозный альтруизм по существу совмещает в себе эти два типа, но в несколько переработанном виде.


Эмир Ашшурский

 

Цитируется по книге "Опыт философского осмысления противоречий современной науки" (I изд. - 1994 г.,"Эсперанца", г.Киев; переиздана в 1996 г. там же).





9 переглядів0 коментарів

コメント


bottom of page