Как известно, в этом году отмечается сразу два знаменательных дарвиновских юбилея – 200-летие со дня рождения самого основоположника научного эволюзионизма и 150-летие со дня выхода его главной книги о происхождении видов путём естественного отбора. В связи с этим ведущие наши печатные издания, да и всепроникающая интернет-паутина сейчас особенно запестрили публикациями на самую, пожалуй, вечную и животрепещущую тему: «Кто мы? Откуда взялись и какую миссию выполняем в этом несовершенном, а зачастую и просто-таки чуждом для нас мире?!»
И вот на фоне такого небывалого обилия обзорно-аналитических материалов моё редакторское внимание привлекла довольно-таки остроумная и свежая гипотеза директора столичного Института научного прогнозирования Э.Э.Ашшурского, проливающая свет на подлинные механизмы эволюции. Причём, помимо своей новизны, основное ее достоинство (особенно - как для читателей «Валеологии») состоит в том, что здесь, по сути, даётся если и не прямой ответ, то уж, во всяком случае, недвусмысленная подсказка, где же именно следует искать корни всех наших возрастных слабостей, болячек, страданий и бед.
Ну а теперь пришло, пожалуй, время вкусить и саму изюминку данной концепции. Оказывается, по убеждению автора (цитирую):«все существующие на сегодняшний день многоклеточные организмы (в том числе, естественно, и человек) возникли согласно соответствующему «социальному заказу» со стороны протистов и прокариотов» (т.е. проще говоря - одноклеточных)! Но зачем же, с какой конкретной целью? – наверняка спросите вы. На что киевский философ столь же откровенно и безо всяких излишних обиняков отвечает: как стопроцентно безотказная кормовая база и надёжное убежище от неблагоприятных условий внешней среды! Конечно, сами-то по себе микробы достаточно глупы, чтоб совершать для обеспечения своих кровных интересов столь сложные и дальновидные расчёты, но зато за них работает коллективная космическая ноосфера. А в роли переносчиков спроектированных геномных изменений от ноосферы к молекулам ДНК (т.е. непосредственным первичным единицам наследственности) служат наши «прекрасные давние знакомые» вирусы, а также - не исключено – вироиды или прионы. Кстати, хотя само участие вирусов в горизонтальном переносе информации ранее в серьёзных научных кругах уже довольно широко обсуждалось, однако именно к «вертикальным» их функциям это пока не имело никакого даже косвенного отношения. Да и, в сущности, почти то же самое касается и остаточной («посмертной») ноосферы, которая терминологически крайне мало связана с тем, что вкладывали в это понятие Вернадский и Ле-Руа. Скорее, наверное, её можно определить как гигантский, рассеянный в пределах близлежащего космоса биокомпьютер, действующий хоть и медленней по сравнению с нынешними ЭВМ, но вместе с тем обладающий пока куда большей силой и влиянием на судьбу всех современных цивилизаций (к слову, по мнению автора, в этом-то как раз и может быть сокрыта истинная причина пресловутой гибели динозавров).
Всё это, конечно, очень интересно, однако у некоторых из вас наверняка секунду назад промелькнула шальная мысль: дескать, теории теориями, но ведь пользы-то от этого здоровью – ноль с хвостиком!...
И тем не менее – возьму на себя всё же смелость возразить – только не в данном случае! Ну а в качестве наглядного подтверждения – еще одна впечатлившая меня цитата с персонального сайта Эмира Ашшурского: «Старение и подавляющее большинство преследующих нас болезней возникает непосредственно из-за многочисленных внутренних врагов человека; т.е. лишь только нам удастся начисто изгнать их из организма или хотя бы перевести в некое анабиотическое состояние – так сразу же можно будет реально поднимать вопрос о возможности достижения практического бессмертия»
Кстати говоря, согласно выведенному автором закону обратно пропорциональной зависимости инвазивного фактора от дислокации паразита, наибольший вред человеку (в интегральном исчислении) наносят именно внутригеномные провирусы-транспозоны, запускающие как раз все известные нам на сегодня механизмы старения. На втором месте идут внутриклеточные паразиты, на третьем – межклеточные, на четвёртом – тканевые, на пятом – полостные и т.д. То есть, иными словами, тут подразумевается, что вся совокупная вирусная масса намного опасней для человечества (и даже для любого конкретно взятого индивида), нежели куда более крупные инородные организмы (те же, допустим, гельминты).
И еще одно небезынтересное, да и к тому же весьма ценное в профилактическом плане авторское утверждение: феномены симбиоза и сапрофитии (наиболее типичный пример - общеизвестная культивация в человеческом кишечнике палочек Esherichia Colli) – это, оказывается, всего лишь вынужденные временные уступки на пути минимизации ущерба от засилья изначально вредоносных чужаков (что можно также образно сравнить с памятным, наверное, каждому из нас конъюнктурным политическим союзом президента В.Ющенко и премьера Ю.Тимошенко, нехотя сквозь зубы улыбавшихся друг другу на помаранчевых баррикадах).
СВЕТЛАНА ДОВГАЛЬ
(опубликовано в газете «Валеология №15-16 за 2009 год)
Comentarios